2021 год войдет в историю «Газпром флота» как период упорной и высокоинтенсивной работы компании по всем направлениям деятельности. Пока рано называть итоговые цифры, строить диаграммы и графики – обширную сравнительную динамику предприятие представит в 2022 году. Но уже сегодня можно уверенно заявить, что команда газпромфлотовцев успешно справилась с выполнением поставленных задач.
В настоящее время ООО «Газпром флот» эксплуатирует четыре плавучие буровые установки различного класса.
В составе плавтехсредств компании есть две ППБУ – это плавучие сооружения высотой почти с 43-этажный дом и размером практически с футбольное поле. «Полярная звезда» и «Северное сияние» построены по одному проекту. Имеют два понтона, базирующихся на шести стабилизирующих колоннах. Обе буровые строят разведочные и эксплуатационные скважины.
С помощью уникального оборудования они способны пробираться в запредельные глубины – длина нефтяных и газовых скважин может достигать 7500 метров (при глубине моря до 500 метров). ППБУ не боятся ни жары, ни морозов, ни штормов: они могут работать в самых сложных природно-климатических условиях – от -30 до +45 градусов.
Процесс подготовки плавтехсредств, эксплуатируемых «Газпром флотом», к выполнению ключевых задач – строительству скважин на лицензионных участках континентального шельфа, оказался весьма напряжённым.
Благодаря слаженным действиям сотрудников всех подразделений администрации и филиалов буровой сезон удалось начать вовремя.
За летне-осенний период «Газпром флот» пробурил четыре разведочные и эксплуатационные скважины.
К концу 2021 года, в общей сложности за 27 лет на континентальном шельфе России, «Газпром флот» построил 78 скважин, открыл девять месторождений. Российские высококвалифицированные специалисты компании пополнили «общенациональный энергетический резерв» на более чем 2 млрд тонн условного топлива.
Стоит отметить, что в 2021 году для подготовки к проведению строительства скважин на арктическом шельфе ППБУ «Северное сияние» фактически совершила кругосветную экспедицию. Она была доставлена из порта Восточный в Приморском крае в заполярный порт Мурманск. За 89 дней транспортировки судно-перевозчик с установкой на борту прошло более 16 тысяч морских миль через четыре океана – Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Маршрут через мыс Доброй Надежды был определён по причине крупных габаритов ППБУ, которые бы не позволили каравану пройти через Суэцкий канал. Доставка буровой через Северный морской путь также была невозможна – не позволяла ледовая обстановка.
В этом сезоне на континентальном шельфе интенсивно трудилась и самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Арктическая». Особенность такого типа сооружения в том, что его основание, то есть понтон, поднимается над поверхностью воды с помощью опор. В море эти колонны стоят на грунте. Длина опор составляет 139 метров.
До мест дислокации морские буровые буксируются специальными судами. Транспортно-буксирные суда «Нептун» и «Сатурн» помогают ПБУ в течение всего года: поставляют топливо, воду и другие производственные и жизненно-необходимые грузы, перевозят вахтовый персонал, несут дежурство в районе проведения буровых работ.
«Газпром флот» уделяет особое внимание соблюдению экологических требований в работе на континентальном шельфе. В 2021 году продолжено совершенствование Системы экологического менеджмента, которая касается всех процессов, структурных подразделений, объектов и филиалов.
В будущем «Газпром флот» своей большой командой российских высококлассных специалистов планирует продолжить расширять границы доступных для освоения залежей шельфа. Выбрав в новейшей истории России правильный вектор по преумножению отечественных запасов энергоресурсов, основанный на применении в работе собственных производственных мощностей, компания и сегодня является первопроходцем во многих процессах, связанных с морским бурением и перевозкой СПГ.
Стоит отметить, что в 2021 году, единственная в России, регазификационная плавучая установка «Маршал Василевский» начала совершать регулярные рейсы по Северному морскому пути без сопровождения ледоколов.
“Известно, что «золотые запасы углеводородов» находятся под землёй на глубинах от 3 до 7 километров. Поэтому работа «Газпром флота» на континентальном шельфе всегда сопряжена с колоссальным риском. Мы знаем, что за каждой разведанной тонной условного топлива стоит огромный коллектив влюблённых в своё дело людей. Людей честных, ответственных, опытных, отважных. Именно такие профессионалы трудятся в нашей компании. И мы ценим каждого: ветеранов, приложивших силы к становлению предприятия, к запуску и функционированию морских буровых установок, и тех, кто сегодня, далеко от берега и на суше, участвует в этом высокотехнологичном процессе”, – отмечает генеральный директор ООО «Газпром флот» Юрий Васильевич Шамалов.
Самоотверженные, мужественные, целеустремленные люди большой команды «Газпром флота» совершенствуют наукоемкие технологии, бурят скважины в самых суровых климатических условиях, строят и эксплуатируют специализированные суда. Поэтому можно сказать наверняка, что сложности и ограничения, с которыми сталкивается весь мир сегодня, для нашего конкурентоспособного предприятия не станут преградой в решении долгосрочных задач и достижении производственных планов 2022 года.